В интернете куча статей на тему ошибок веб-дизайна. Большинство из этих статей относятся к типу “Самые распространённые ошибки…” или “10 самых частых ошибок”. Каждый раз, когда мне на глаза попадается такая статья, я думаю: “Да ладно, не может быть, чтоб ошибок было только десять. Их должно быть гораздо больше…”.В конце концов, я решил сесть и записать все ошибки, которые смогу вспомнить. За какие-нибудь полчаса я записал больше 30 ошибок. Когда я провёл небольшое исследование, список расширился до 43.  
Следующим шагом было добавить краткое описание к каждому пункту. Результат перед вами. Некоторые утверждения самоочевидны, насчёт других можно поспорить. Большинство пунктов применимо к любому сайту, хотя, когда я писал статью, я имел ввиду коммерческие сайты или блоги.  
 
 

1. Пользователь должен понимать, о чём ваш сайт, буквально с первого взгляда. Внимание — одна из главных ценностей в интернете. Если по истечение пары секунд посетитель всё ещё не разобрался, что такое ваш сайт и с чем его едят, то, скорее всего, он пойдёт искать какой-нибудь другой, более понятный ресурс. Расскажите посетителю, почему он должен задержаться именно на вашем сайте. И делайте это БЫСТРО!  
 

2. Стремитесь, чтобы содержимое вашего сайта можно было быстро просмотреть. Это не книга, это интернет, друзья мои. Забудьте про большие блоки текста. Возможно, я буду бродить по вашему сайту, а параллельно работать над чем-нибудь ещё. Позаботьтесь о том, чтобы мне было легко просмотреть всё сразу. Не мне вас учить, вы сами всё знаете: заголовки, подзаголовки, списки, выделенные пункты и прочее. И другие фишки, которые помогут мне быстро найти то, ради чего я зашёл на ваш сайт.  
 

3. Не используйте необычные шрифты, если они нечитабельны.Уверен, что существуют шрифты, которые придают вашему сайту особое очарование. Но увы — их совершенно невозможно читать. Если ваша цель — сообщить посетителям нечто важное, если вы стремитесь, чтобы пользователь не просто полюбовался красивыми буквами, но и прочитал то, что вы написали, будьте любезны, сделайте этот процесс комфортным для человеческого существа.  
 

4. Не используйте мелкий шрифт. Этот пункт логически связан с предыдущим. Удостоверьтесь, что содержимое вашего сайта действительно легко читаемо. Да, мойFirefox имеет функцию зума. Но не заставляйте меня его использовать. Иначе это будет последний раз, когда я посетил ваш сайт.  
 

5. Не открывайте внешние ссылки в новых окнах браузера. Когда я делал свои первые веб-сайты, я поступал именно так. Логика проста: внешние ссылки открываются в новых окнах, пользователь остаётся на моём сайте. НЕВЕРНО! Позвольте пользователю самому решать, что и где будет открываться. Именно поэтому во всех браузерах кнопка “Назад” такая громадная. Если посетителю у вас понравилось, он непременно вернётся. Сам. В последнее время это стали понимать даже владельцы порно-сайтов.  
 

6. Не изменяйте размер пользовательского окна в браузере. Предоставьте пользователю полный контроль над браузером. Если вы вмешаетесь, вы можете что-нибудь испортить (к примеру, настроение посетителей) и, что хуже всего, рискуете потерять их доверие.  
 

7. Не требуйте регистрации без крайней необходимости. Давайте посмотрим правде в глаза: я захожу в интернет, чтобы получить информацию, а не затем, чтобы сообщать всем подряд свои личные данные, типа адреса электронной почты и тому подобное. Не заставляйте посетителей регистрироваться без крайней необходимости. Другой случай – это когда то, что вы предлагаете, настолько полезно и прекрасно, что примиряет пользователя с регистрацией.  
 

8. Никогда не подписывайте пользователя на что-либо без его согласия. Если пользователь зарегистрировался на вашем сайте, это не значит, что нужно автоматически подписывать его на всевозможные новости и рассылки. Рассылать непрошеные электронные письма — не самый лучший способ завести друзей.  
 

9. Не злоупотребляйте флэш-анимацией. Во-первых, флэш-анимация увеличивает время загрузки сайта. Во-вторых, она раздражает. Используйте флэш только если это и впрямь необходимо. Например, для функций, которые не поддерживаются статичными страницами.  
 

10. Избегайте музыкального сопровождения. На заре эры интернета многие разработчики стремились напичкать сайты симпатичными мелодиями. Закончилось всё весьма печально. Вы же не хотите, чтобы с вами случилось то же самое?  
 

11. А что если звуковое сопровождение необходимо? Бывает, что без звукового сопровождения не обойтись. К примеру, виртуальную экскурсию логичнее снабдить аудиогидом, чем текстом. Я хочу сказать, что не призываю вас отказаться от звукового сопровождения раз и навсегда. Просто позаботьтесь о том, чтобы пользователь мог включать и выключать его по своему желанию. Предыдущий пункт касался тех горе-сайтов, где музыка буквально оглушает вас, едва вы открываете страницу. И что самое ужасное — разработчик забыл про кнопку “выкл.”  
 

12. Не загромождайте сайт значками премий и баджами. Сайт, “увешанный” логотипами и значками всевозможных сообществ и компаний, выглядит непрофессиональным. Сертификатам, премиям и наградам место не на первой странице, а в разделе “О нас” или “О компании”.  
 

13. Не используйте “домашнюю страницу”, основное предназначение которой запускать собственно сайт. Чем меньше движений сделает пользователь на пути к содержимому сайта, тем лучше.  
 

14. Удостоверьтесь, что на сайте выложена ваша контактная информация. Нет ничего хуже, чем веб-сайт без контактной информации. Это плохо не только для пользователя, но и для вас. Вы лишаете себя обратной связи с посетителями. А фидбэк — это очень важно.  
 

15. Не трогайте кнопку “Назад”. Не при каких обстоятельствах не трогайте кнопку “Назад”. Это важнейший элемент юзабилити сайта. Лучше не открывать внешние ссылки в новом окне, потому что кнопка “Назад” может стать неактивной. Некоторые скрипты тоже могут повредить её. Не посягайте на святое. Не трогайте кнопку “Назад”. м
 

16. Не используйте мигающий текст. Мигающий текст можно использовать только в одном случае — если у вас за окном 1996 год.  
 

17. Избегайте сложных URL-ов.URL-ы должны быть простыми и основанными на ключевых словах. Во-первых, это улучшит ваши позиции в ранжировании. Во-вторых, посетитель сможет догадаться о содержимом страницы прежде, чем зайдёт на неё.  
 

18 . Используйте CSS вместо HTML. HTML используются для создания макетов страниц. Но теперь появились CSS. Они быстрее и надёжнее, почему бы не использовать их? К тому же, у CSS гораздо больше функций.  
 

19. Сделайте функцию “поиск по сайту”. Поисковые машины изменили интернет. С их помощью пользователи могут быстро и легко найти то, что ищут. Не пренебрегайте этой важной функцией на вашем сайте. Сделайте кнопку “поиск по сайту”.  
 

20. Избегайте выпадающих меню. Пользователь должен сразу видеть все возможные опции навигации. Выпадающие меню могут его запутать или, что ещё хуже, скрыть именно ту информацию, которую он ищет.  
 

21. Если вы используете ссылку на PDF-файл, предупредите об этом. Вам ведь тоже приходилось попадать в следующую ситуацию: вы кликаете на ссылку, и ваш браузер зависает, а AcrobatReader начинает медленно запускаться, чтобы открыть файл. Что раздражает больше всего? То, что вообще-то вы об этом не просили! Оформите ссылки на PDF-файлы подобающим образом, чтобы посетители сразу понимали что к чему.  
 

23. Не смущайте посетителя разными версиями сайта. И не донимайте его бесконечными вопросами. Какую пропускную способность вы предпочитаете? 56 Кбит/с? 128 Кбит/с? Flash или HTML? Какую версию сайта предпочитаете? Господи, давайте хоть какую-нибудь!  
 

24. Не смешивайте рекламу с контентом. Если вы встроите рекламные объявления (например, модули AdSense) в содержимое сайта, это на некоторое время повысит показатель кликабельности. И понизит уровень доверия посетителей. Раздражённый посетитель — это потерянный посетитель.  
 

25. Используйте простую и понятную навигацию. Иногда чем меньше, тем лучше. Это правило касается количества людей и вариантов выбора. Снабдите ваш сайт единой и чёткой системой навигации. Не заставляйте посетителя ломать голову над тем, куда ему нужно перейти в поисках нужной информации.  
 

26. Избегайте “введений”. Не вынуждайте посетителя наблюдать за чем-либо или читать что-либо прежде, чем пустить его на сайт. Это вызывает раздражение. Посетитель будет терпеть подобное обращение только в том случае, если то, что вы предлагаете действительно уникальная и полезная вещь.  
 

27. Не используйте FrontPage. Это касается и других дешёвых HTML-редакторов. С одной стороны, они делают веб-дизайн проще. С другой стороны, в результате вы получите плохо обработанный код, несовместимость с разными браузерами и другие ошибки.  
 

28. Убедитесь, что ваш сайт совместим с разными браузерами. Не все браузеры сделаны одинаково. Как следствие, не все одинаково интерпретируют CSS и иностранные языки. Как бы там ни было, стремитесь, чтобы ваш сайт был совместим с хотя бы самыми популярными браузерами. Иначе вы рискуете потерять солидную часть потенциальной аудитории.  
 

29. Используйте ключевые слова в тексте ссылки. Признаюсь, я сам грешен. Всегда проще сказать “жми сюда” и дело с концом. Проще, но не эффективней. Текст ссылки должен включать слова, релевантные содержимому страницы, на которую ведёт ссылка. Двойная выгода. Первое: пользователь точно знает, куда именно ведет ссылка. Второе: внешний сайт, на который ведёт ссылка, получает некоторые преимущества с точки зрения СЕО-оптимизации.  
 

30. Не прячьте ссылки. Пользователь должен видеть, где именно находится ссылка в строке состояния браузера. Если вы прячете ссылки (например, потому что они ведут на дочерние сайты или по другим причинам), вы рискуете потерять доверие пользователей.  
 

31. Ссылки должны быть узнаваемыми. Постарайтесь сделать так, чтобы посетитель сразу видел, что на странице кликабельно, а что нет. Ссылки должны быть выделены цветом (в большинстве случаев оптимальный цвет это стандартный синий) или, по возможности, подчёркиванием.  
 

32. Не выделяйте цветом или подчёркиванием обычный текст. Не выделяйте и не подчёркивайте обычный текст без крайней необходимости. Иначе вы вводите пользователя в заблуждение. Он должен сразу различать, что на странице кликабельно, а что нет.  
 

33. Пусть ссылки, по которым уже переходили, меняют цвет. Эта деталь очень важна для юзабилити. Посетитель сможет легко отличить использованные ссылки от тех, по которым он ещё не ходил. Ему будет гораздо проще ориентироваться на сайте. А ещё это убережёт его от повторного посещения одинаковых страниц. Последуйте этому совету, и пользователи будут благодарны вам за сэкономленное время и нервы.  
 

34. Избегайте анимированных гифок. Анимация может присутствовать на рекламных баннерах. А вообще её лучше избегать. Анимированныегифки отвлекают внимание от контента и заставляют задуматься о вашем профессионализме.  
 

35. Используйте атрибуты ALT и TITLE для изображений. Это полезно с точки зрения СЕО-оптимизации. И ещё это будет выражением заботы о слепых пользователях.  
 

36. Не используйте слишком яркие цвета. Если через 10 минут пребывания на вашем сайте у пользователя разболелась голова, советую вам пересмотреть цветовую схему сайта. Цветовая гамма должна соответствовать целям и содержимому сайта, создавать настроение и не отвлекать пользователя от контента.  
 

37. Не используйте всплывающие окна. Это касается любых всплывающих окон, какую бы важную информацию они не содержали. Даже если пользователь сам запрашивает всплывающее окно, использование popup-ов всё равно остаётся плохой идеей. Достаточно вспомнить, какой невероятной популярностью пользуются всевозможные блокираторы всплывающих окон.  
 

38. Избегайте ссылок в JavaScript. Подобные ссылки часто создают проблемы для пользователей, поэтому не связывайтесь с ними.  
 

39. Функциональные ссылки должны быть не только вверху страницы, но и в “подвале”. Почему? Элементарно: в поисках нужной информации люди обычно прокручивают страницу до самого низа. Разместите там, как минимум, ссылку на домашнюю страницу и ссылку “Наши контакты” (или “Свяжитесь с нами”).  
 

40. Слишком длинные страницы — это плохо. Для того, чтобы ознакомиться с содержимым страницы, пользователь вынужден спускаться всё ниже, ниже, ещё ниже… Как думаете, насколько ему хватит терпения? Скорее всего, он пропустит всю страницу целиком. Если длинные страницы — это ваш случай, срочно укоротите их и переделайте систему навигации. В лучшую сторону, естественно.  
 

41. Нет горизонтальной прокрутке! Вертикальная прокрутка — это ещё куда ни шло. А вот горизонтальная прокрутка бесит всех без исключения. Самое распространённое разрешение экрана это 1024*786 пикселей. Убедитесь, что ваш сайт соответствует этим параметрам.  
 

42. Нет грамматическим и синтаксическим ошибкам! Вы скажете: это не относится к веб-дизайну! Совершенно справедливо. Однако грамотность — один из важнейших показателей качества сайта. Поэтому тщательно проверяйте ваши тексты и ссылки на предмет грамматических и синтаксических ошибок.  
 

43.Буквы в капче должны быть узнаваемы. Чтобы сократить спам в комментариях на форумах или при регистрации, некоторые сайты используют капчу. Это правильно и хорошо. Только есть одна маленькая проблема: чтобы расшифровать капчу, приходится звать на помощь всю семью. Будьте милосердны. Постарайтесь, чтобы буквы в капче были узнаваемы.