Информация, изложенная в данной статье, написана по материалам презентации Бориса Омельницкого, являющегося исполнительным директором ЗАО «Бегун». Презентация состоялась в рамках конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», которая проходила 11 ноября 2008 года. Здесь речь пойдет о контекстной рекламе в период кризиса.
Согласно словам главы департамента по связям с общественностью компании Бегун Анны Янчевской в кризисный год действительно наблюдается снижение активности рекламодателей в тех областях бизнеса, которые являются наиболее зависимыми от банковских структур, к примеру, это такие сегменты как недвижимость, авто и финансовые услуги.
Снижение активности рекламодателей в сегментах наиболее подверженных кризисным явлениям.

Одновременно с происходящим в выше обозначенных сферах, компании иных сегментов напротив – увеличивают свое пространство и присутствие в контекстной рекламе. К таким отраслям можно отнести образование, технику и отдых. Исходя из этого, становится понятным, что в условиях экономического кризиса поведение рекламодателей подстраивается под реакции общества, происходит реструктуризация сегментов, и на фоне снижения рекламной деятельности одних компаний, другие организации наоборот усиливают активность рекламы или начинают менять стратегии заявления о своей деятельности на потребительском рынке. Как раз о поведении разных компаний в условиях кризиса и их способностях подстраивать сложившуюся ситуацию под свой бизнес, и поведал в ходе конференции исполнительный директор компании Бегун Борис Омельницкий.
Доклад “Контекстная реклама – путеводитель по выживанию в кризис”: Optimization2008_Omelnickiy.ppt [919.50KB]
Снижение потребительской активности на рынке.

Динамика изменения средних ставок в сегментах рынка
август-сентябрь 2008
Бытовая техника 2,1%
Досуг и отдых 14,9%
Компьютерная и цифровая техника 5,1%
Красота и здоровье 7,7%
Логистика -22,4%
Недвижимость -16,6%
Образование 5,2%
Промышленные товары -0,3%
Ремонт жилья -1,7%
Услуги финансовые -10,7%

Снижение рыночного спроса на товары и услуги
Наблюдаем: замедление роста спроса, но не снижение
Снижение активности рекламодателей
Наблюдаем: перераспределение бюджетов между сегментами
Снижение конкуренции в аукционе
Наблюдаем: рекламодатели уменьшили бюджеты, потребители не уменьшили интерес в кликах, что привело к снижению средних ставок в ряде сегментов.
84% пользователей переходят по объявлениям контекстной рекламы
51% пользователей используют как источник коммерческой информации
Аудитория, знакомая с контекстной рекламой, продолжает стремительно расти

Опрос пользователей сервиса “Бегун”
Как вы оцениваете эффективность контекстной рекламы?
Варианты ответов: 2006, октябрь 2008, октябрь
Смотрю статистику сайта 22% 45%
Анализирую продажи 16% 22%
Опрашиваю клиентов / считаю телефонные звонки 19% 21%
Оцениваю интуитивно 10% 5%
Не могу оценить эффект / не проверяю 26% 4%
Другое 7% 3%

Какие рекламные инструменты, помимо контекстной рекламы, Вы используете в своей работе?
телевидение 4%
радио 3%
наружная реклама 10%
рекламные газеты и журналы 13%
ежедневные и еженедельные газеты 5%
журналы для широкой аудитории 5%
профессиональные отраслевые журналы 12%
размещаю рекламу только в Интернете 48%

Сильные стороны рынка контекстной рекламы
• Высокий уровень лояльности аудитории Интернета
• Активное пополнение знаний о контекстной рекламе
• Высокий уровень знаний об особенностях контекстной рекламы руководителями
• Богатое использование рекламодателями способов оценки продуктивности вложений в контекстную рекламу
• Высокий уровень лояльности рекламодателей

Возможности для рекламодателей
В период экономического кризиса при условиях существующего спроса и падении конкуренции в аукционе ставок есть возможность находить клиентов дешевле. Кроме этого, благодаря относительно невысоким бюджетам и явной эффективности контекстной рекламы можно единовременно со своими конкурентами отказываться от менее продуктивных, но более дорогостоящих медианосителей.
Если же конкуренты имеют несгибаемую маркетинговую политику, однако, сокращают бюджеты на нее, вы сможете продолжать свой рост относительно конкурентов, за счет планомерного использования контекстной рекламы. Находить свежих клиентов в период кризиса намного легче. Это связано с тем, что недостаток бюджета не позволяет некоторым компаниям продолжать рекламировать себя в печатных СМИ, платить за наружную рекламу или видео-ролики на телевидении. Такие клиенты, конечно же, идут в интернет, и обращаются к действенной контекстной рекламе.
Помимо этого, рекламодатели во время кризиса занимаются продажей систем и методик оценки эффективности вложений в рекламу, и являются, пожалуй, самыми заинтересованными в контроле плодотворности инвестиций в рекламу.
Таким образом, возможности рекламодателей включают в себя еще и конверсию медийных и брендинговых бюджетов из традиционных рекламных площадок в медийную и медиаконтекстную рекламу в интернете.
Выводы
Контекстная реклама в период кризиса доказала, что является наиболее эффективной в сравнении с традиционными и ранее используемыми возможностями продвижения товаров и услуг.
Контекстная реклама может быть гибкой и в тоже время не терять своей эффективности. Такой маркетинговый прием заслужил доверие, как среди пользователей, так и у рекламодателей.
Контекстная реклама способна порождать мгновенный спрос в реальном времени, а также позволяет благодаря своей универсальности вносить корректировки в уже запущенную рекламную кампанию, таким образом, сиюминутно адаптироваться к рыночным изменениям. Именно благодаря этим достоинствам контекстная реклама в период кризиса является самым стабильным инструментом медиапространства.