Давольно интересное интервью с генеральным директором Яндекс.Украина Сергея Петренко.

Особенно понравилось по поводу того ка кон оценивает работу людей в офисе.

Вот текст интервью:

Чем занимается одесское представительство Яндекса?

— Это не представительство, а одесский офис компании «Яндекс.Украина». В нем работает весь административный персонал украинского Яндекса, отдел развития бизнеса, отдел продаж, отдел сейлз-маркетинга и менеджеры по управлению проектами. Кроме того, в одесском офисе находится колл-центр «Яндекс.Украины», в том числе телеоператоры, выверяющие информацию для справочника организаций.

Имеет ли одесский офис отношение к разработке поиска или вы занимаетесь исключительно контекстной рекламой и сервисами?

— А чем поиск не сервис? :) Вообще, частично имеет, потому что в одесском офисе работают менеджеры-аналитики поиска, администраторы групп асессоров и редакторы украинского Каталога.

Работают ли в одесском офисе ассесоры?

— Нет, асессоры – это всегда надомники, хотя они время от времени собираются в офисе для обучения или обмена опытом.

Разрешается ли у вас в офисе произносить слово «Google»? Есть какие-то штрафные санкции на тот случай, если кто-то пользуется сервисами от Google?

— Конечно, разрешается; он же не Волан-де-Морт, в конце концов :) Соответственно, штрафных санкций за использование сервисов конкурентов у нас тоже нет – наоборот, мы активно пользуемся любыми сервисами в интернете.

Сколько квадратных метров сейчас занимает Яндекс.Одесса? Знаем о планах переезда в новый офис – когда он состоится?

— Порядка 700 – правда, они разбросаны по всему бизнес-центру. Точной даты переезда в новый офис еще не знаем – там сейчас идет ремонт; вероятно, это состоится осенью.

Сколько в среднем весит сотрудник одесского офиса Яндекса?

— Заметно меньше меня, ведь большая часть сотрудников одесского офиса – хрупкие барышни.

Правда ли, что у сотрудников компании свободный график?

— Не вполне. Есть категории сотрудников, которые из-за привязки к рабочему дню клиентов работают по строго регламентированному графику – например, отдел продаж с 9:00 до 18:00, а в службе поддержки Директа всегда есть дежурный с 9:00 до 21:00. Другие сотрудники не так жестко привязаны к присутствию в офисе в определенные часы – они могут приходить на работу и уходить с нее, когда им удобнее. Тем не менее, если сотрудник не болен, не в отпуске, не в командировке либо на внешних встречах, мы рассчитываем, что с 12:00 до 18:00 он присутствует в офисе и доступен для личного общения.

Интервью с Сергеем Петренко — генеральным директором Яндекс.Украина 2

Как организована работа компании, чтобы мотивировать сотрудника работать, а не заниматься своими делами в рабочее время?

— Очень просто – если у сотрудника сделана вся работа, то никого не волнует, чем еще он занимается в рабочее время. Точно так же, сотрудник может проводить в офисе хоть круглые сутки, занимаясь работой или своими делами, но если при этом результата нет, значит, его нет.

Какое программное обеспечение вы используете для видеосвязи между офисами?

— Мы используем аппаратное обеспечение – Polycom; такие устройства есть во многих переговорках всех офисов Яндекса, они подключены к телевизорам и оснащены микрофонами. Аппаратные решения необходимы для обеспечения высокого качества связи между офисами. Если же нужно поговорить с коллегой из другого офиса «один-на-один», не занимая переговорки, мы пользуемся Скайпом или, например, FaceTime, если речь идет о ноутбуках Mac.

Кто придумывает эти замечательные игрушки-головоломки, сувенирную продукцию Яндекса?

— Творческая группа компании «Яндекс».

Испытывает ли Яндекс проблемы роста (проблемы с управлением и организацией труда)?

— Честно скажу, что да – как и любая быстрорастущая компания. Правда, каких-то специфических «яндексовских» проблем в связи с ростом у Яндекса нет. И уж точно нет таких, которые бы нам не удалось решить – с проблемами роста сталкивались десятки и сотни тысяч компаний задолго до нас, на эту тему достаточно написано и сказано. А если не находится подходящего решения из чужого опыта, мы совместными усилиями вырабатываем свое.

Какие были забавные случаи с просьбами каких-то политических сил убрать что-то из индекса? Как была решена ситуация?

— Лично я не помню подобных обращений в офис «Яндекс.Украины»; да и ко всему Яндексу запросов на исключение тех или иных сайтов из поиска от разных лиц и организаций приходит не больше десятка в год. В любом случае, мы ничем не сможем им помочь, поскольку Яндекс – зеркало интернета, мы индексируем все, что в нем находится. Чтобы убрать из поисковой выдачи ту или иную информацию, нужно обратиться к владельцу сайта, на котором она размещена. Когда информация будет удалена с сайта, она автоматически исчезнет и из результатов поиска.

Как отдыхают сотрудники Яндекс.Одесса? Где проводят время, что делают?

— Кто где, они люди свободные :)

Если же говорить об отдыхе в пределах офиса, у нас некоторое время назад появилось отдельное большое помещение, где можно перекусить, подумать о своем или просто отдохнуть. По вечерам там любят играть в настольные игры (тот же Манчкин) или смотреть кино. У нас есть несколько энтузиастов, которые подбирают хорошие фильмы для совместных просмотров. А иногда приходят даже в выходные – устраивают небольшие вечеринки.

Как они мотивированы? Ведь личный вклад в общее дело оценить довольно сложно.

— Вообще, основная мотивация – нам интересно работать в Яндексе :) Если же речь о премировании или бонусах, то схемы мотивации на основе достижений компании в целом нет. У каждого отдела – свои KPI и системы поощрений. Например, для команды сервиса поводом для премирования могут быть запуски на ее сервисе, достижение целей, поставленных в начале квартала или года и пр.; оценивается и отношение сотрудников к работе.

Интервью с Сергеем Петренко — генеральным директором Яндекс.Украина 3

Вопрос о поведенческом факторе пользователей поисковой системы. Что именно отслеживают яндексоиды?

— Мы отслеживаем много факторов, которые влияют на удовлетворенность пользователя результатами поиска, но раскрывать подробности не готовы.

Какое будущее вы предрекаете SEO?

— Кажется, что это самое «будущее» уже наступило; сейчас SEO – это полноценный консалтинг по интернет-маркетингу, юзабилити и прочим вопросам привлечения аудитории к сайтам, и отрасль продолжит развиваться в этом направлении.

Правда ли то, что для повышения эффективности контекстной рекламы, вы специально «трясете» выдачу?

— Вокруг SEO сложились десятки мифов, интересных прежде всего оптимизаторам, которые «умеют» продвигать сайты только путем накрутки. То, что прозвучало в данном вопросе – тоже миф. Мы никогда не пойдем на ухудшение качества результатов поиска – ни для повышения эффективности рекламы, ни для каких-то других целей.

Наша задача – дать хороший ответ на вопрос пользователя; соответственно, поисковый алгоритм подбирает сайты для ответа исходя из релевантности их содержимого вопросу пользователя, а не того, рекламируется сайт в Директе или нет. Так что у нас нет цели «загнать» вебмастеров в Директ.

Как вы прокомментируете тот факт, что при добавлении сайта в Яндекс.Каталог на платных условиях, его позиции в выдаче резко взлетают? То же самое происходит при платном размещении на Яндекс.Картах.

Нам такие факты неизвестны. Если у вас есть подобная статистика, поделитесь, пожалуйста.

Другое дело, что данные Яндекс.Каталога, как и многих других хороших источников информации о сайтах, которые проверяются и обновляются вручную (каталога сайтов Mail.Ru и т.п.), учитываются в ранжировании результатов поиска. Поэтому присутствие сайта в Каталоге действительно может повлиять на его позиции в поисковой выдаче. Но это влияние незначительно – ведь только основных факторов ранжирования у Яндекса несколько сотен, – и уж точно о «резком взлете» речь не идет.

Что же касается размещения рекламных объявлений на Яндекс.Картах – оно никак не влияет на позиции сайта в результатах поиска, так что утверждение надуманное.

Придерживается ли Яндекс собственных рекомендаций для веб-мастеров?

— Стараемся :)